Оборудование для инклюзивного образования

Содержание:

Правовые основы инклюзивного образования

Основы Реализации инклюзивного образования в России закреплены в следующих официальных документах:

В статье 43 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на образование». Кроме того, Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и возможность получения бесплатного высшего образования (последнее на конкурсной основе).
В 2008 году Россия подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В статье 24 конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение на протяжении всей жизни человека".
В этой же статье заявлено, что государство должно способствовать обучению детей с нарушениями зрения шрифту Брайля, а детей с нарушениями слуха – жестовому языку. В конвенции прописано право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступ наравне с другими к качественному бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Поскольку поддержка образовательного процесса должна быть доступна на протяжении всей жизни, на всех образовательных уровнях должны быть организованы разумные приспособления для людей с ОВЗ.
В законе о социальной защите инвалидов в РФ образованию посвящена статья 19. В ней, в частности, отмечается, кто должен его обеспечивать: «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
Согласно закону об образовании РФ, во всех ВУЗах формируется 10% квота для приёма граждан с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, вводится бесплатное обучение на подготовительных отделениях широкой аудитории льготников.
В статье 2 данного закона определены основные понятия, связанные с инклюзивным образованием. Приведём здесь лишь два из них:
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Оборудование для инклюзивного образования

Одной из важных составляющих обеспечения равного доступа к образованию являются современные технические средства реабилитации. К ним относятся как аппаратные, так и программные решения.
Более 10 лет компания «Элита Групп» участвует в оснащении самых разных образовательных учреждений аппаратно-программными комплексами и автоматизированными рабочими местами для создания в них условий инклюзивного образования.
В некоторых университетах создаются ресурсные центры для поддержки инклюзивного образования. Они могут быть рассчитаны только на студентов своего университета, а могут обслуживать студентов с ОВЗ, которые обучаются в других университетах города.
С каждым годом таких центров становится всё больше. Приведём здесь примеры лишь нескольких университетов, где ресурсные центры существуют уже много лет.
Самым первым был Нижегородский государственый университет им. Н.И. Лобачевского. В 1999 году там был создан тифлоинформационный центр - первый в России специализированный университетский компьютерный центр для инвалидов по зрению.
С 2000 года поддержку учебного процесса для студентов с ОВЗ оказывает Новосибирский государственный университет.
Многолетний опыт обучения студентов с разными видами физических и сенсорных ограничений имеет также Московский государственный психолого-педагогический университет.
В данной статье вы найдёте примерную комплектацию оборудования для ресурсного центра для тех, кто только задумывается о поддержке инклюзивного образования в своём учреждении и для тех, кто планирует укомплектовать свой существующий центр более современными ТСР.
За время нашей работы мы участвовали в оснащении техническими средствами специальных, университетских, школьных и публичных библиотек. Если вы не можете решить, что необходимо именно вашей библиотеке, обратитесь к соответствующему разделу данной статьи.
Мы также поговорим про оборудование компьютерных классов, про отдельные автоматизированные рабочие места и про то, какое оборудование может потребоваться дошкольным учреждениям.

Оборудование для инклюзивного образования (ресурсный центр)

В ресурсном центре должен быть представлен, по возможности, самый широкий спектр технических средств, чтобы вы могли предоставлять вашим школьникам или студентам все необходимые для успешного учебного процесса сервисы. При этом у обучающихся должна быть возможность как придти непосредственно в центр и поработать с оборудованием, так и получить его во временное использование (например, на время экзамена, самостоятельной работы и т.д.).
В список предоставляемых услуг могут входить учебные материалы в альтернативных форматах: крупным шрифтом для слабовидящих студентов, распечатанные шрифтом Брайля для незрячих обучающихся, в аудиоформате (включая записанные с помощью синтезированной речи) или в электронном виде. Здесь всё зависит от потребностей каждого конкретного пользователя.
Студентам и школьникам с нарушениями зрения вы также можете помогать с визуальным оформлением различных письменных работ, в том числе семестровых, курсовых, дипломных и т.д.
Услугами такого ресурсного центра могут воспользоваться не только непосредственные потребители, но и преподаватели учебного заведения, которые могут обратиться в центр с просьбой подготовить в доступном формате предстоящую контрольную или тест, а также раздаточные материалы для аудиторных занятий.
Для качественного предоставления таких услуг в центре должно быть соответствующее оборудование и программное обеспечение.
Это может быть как профессиональный аппаратно-программный комплекс, включающий в себя все необходимые компоненты для подготовки материалов в альтернативных форматах, так и отдельные устройства. В такой комплекс обязательно должен входить принтер для печати по Брайлю. Если у  вас крупный ресурсный центр, обслуживающий несколько образовательных учреждений, то вам подойдёт производственный принтер. Если объёмы печати не очень большие, то можно выбрать принтер поменьше. Если для вас важна печать одновременно по Брайлю и обычным шрифтом, то вам потребуется принтер с поддержкой цветной печати.
Нужно так же учитывать, что назначение у этих принтеров специальное, поэтому для них существует специально разработанное программное обеспечение: для печати рельефной графики и для преобразования электронного текста в текст по Брайлю.
Программа для создания материалов в альтернативных форматах позволит вам преобразовать печатные и электронные тексты в крупношрифтовые или аудиоверсии.
Поскольку частью предоставления материалов в доступных форматах является сканирование печатных текстов, вам потребуется сканер или камера, а также обычный лазерный принтер для печати текстов крупным шрифтом и распечатки работ студентов для сдачи их преподавателям в привычном виде.
Для слабовидящих пользователей очень полезным будет стационарный видеоувеличитель. В зависимости от потребностей ваших обучающихся вы можете выбрать увеличители с С-дизайном или более традиционные стационарные видеоувеличители. Устройства позволяют получать хорошее качество изображения даже при сильном увеличении. С ним удобно читать большие книги, журналы, газеты и другие печатные материалы. У них легко настраиваемая контрастность и яркость изображения. С такими устройствами слабовидящие ученики могут читать продолжительное время без напряжения глаз.
Если говорить про увеличители, которые можно взять с собой и использовать в классе или аудитории, то здесь учебному процессу помогут портативные увеличители с камерой дальнего обзора, которые позволяют не только работать с учебными пособиями на столе обучающегося, но и наводить камеру на доску и видеть, что пишет или демонстрирует преподаватель. Если же требуется только работа непосредственно на учебном месте, то можно использовать складные портативные увеличители.
Конечно, в подобном ресурсно-методическом центре должны быть как стационарные, так и мобильные автоматизированные рабочие места. Первые нужны для использования в самом центре, а вторые – для того, чтобы была возможность взять их в класс или аудиторию на время выполнения контрольных и экзаменационных работ, презентаций и т.д.
Давайте сначала рассмотрим пример рабочего места для слабовидящих пользователей.
Что должно входить в такой аппаратно-программный комплекс помимо привычных любому пользователю Персонального компьютера компонентов?
Во-первых, это программа экранного увеличения, которая устанавливается на компьютер или ноутбук. Есть две модификации таких программ: только увеличение и увеличение с речевой поддержкой. Программное обеспечение позволяет не только увеличивать элементы на экране компьютера, менять цвет и размер указателя мыши и курсора, устанавливать нужную контрастность, но и комбинировать эти возможности с речью, когда синтезированный голос может озвучивать информацию по требованию пользователя. Программа также поддерживает работу с двумя мониторами одновременно, что может быть очень актуальным для слабовидящего обучающегося.
Во-вторых, к компьютеру может подключаться электронный видеоувеличитель, который позволяет, к примеру, просматривать информацию на доске или участвовать в семинарах.
Ещё одним важным компонентом удачного рабочего места для слабовидящего школьника или студента является хорошее освещение. Если оно подобрано правильно, работать будет комфортнее и уровень необходимого увеличения может снизиться.
Печатные и раздаточные материалы слабовидящим людям нужно предоставлять укрупнённым шрифтом. Это повышает эффективность обучения и усвоения информации. Размер шрифта подбирается индивидуально.
Конфигурации автоматизированных рабочих мест могут быть очень разными. Главное, учитывать наличие базовых составляющих и потребности конкретных пользователей.
Продолжая разговор о рабочих местах, рассмотрим пример такого учебного комплекса для незрячего обучающегося.
Во-первых, на компьютере или ноутбуке должна быть обязательно установлена программа экранного доступа, которая озвучивает с помощью синтезированной речи всё, что пользователь делает на компьютере. Программа считывает информацию с экрана вслух, предоставляя таким образом доступ к интерфейсу операционной системы.
Без такой программы не будет работать дисплей Брайля. Без неё школьник или студент с нарушением зрения не сможет пользоваться компьютером. Программа предоставляет самые разнообразные ресурсы для поддержки учебного процесса. В неё, к примеру, уже встроена функция распознавания PDF-документов. Есть функция “анализатор текста”, позволяющая незрячему пользователю исправить ошибки, которые на слух можно легко пропустить (лишние пробелы, незакрытые или не открытые кавычки и скобки и мн. др.).
Во-вторых, к компьютеру или ноутбуку должен быть подключён Дисплей Брайля. Информация с экрана выводится на устройство в виде рельефных точек (шрифтом Брайля). Незрячий пользователь считывает информацию пальцами. Дисплеи Брайля особенно важны для тех, кто изучает иностранные языки, программирование, математику, часто редактирует тексты или читает сложно структурированные материалы, которые плохо усваиваются на слух (например, философию). С дисплеем Брайля также очень удобно делать презентации, когда пользователь контролирует процесс с дисплея, не отвлекаясь на синтезированную речь. Для незрячих учеников дисплей Брайля – это практически вещь первой необходимости! Кроме того, что он помогает получать информацию, он ещё и повышает грамотность, потому что для незрячего пользователя восприятие информации пальцами равнозначно визуальному восприятию зрячего пользователя, т.е. благодаря дисплею Брайля незрячий обучающийся будет “видеть” пальцами написание текста и запоминать его. Тесты, контрольные и раздаточные материалы незрячим людям, владеющим шрифтом Брайля, рекомендуется предоставлять отпечатанными по Брайля )выше му уже говорили о специальных принтерах).
В качестве мобильного рабочего места для незрячих школьников и студентов можно использовать портативный тифлокомпьютер. Это специальное устройство, которое позволяет незрячему пользователю читать и писать по Брайлю, редактировать тексты, читать книги, работать с календарём, заметками и множеством других стандартных приложений. На компьютере установлена ОС Windows 10 и Microsoft Office. Интерфейс полностью озвучен.

К рабочему месту как незрячего, так и слабовидящего пользователя можно также добавить портативную камеру, которая подключается к компьютеру по USB, с программным обеспечением для распознавания текстов.
Устройство позволяет сделать фотографию печатного материала и начинает читать его вслух через несколько секунд. Распознанный текст можно редактировать и сохранять на компьютере. Очень удобно для работы в читальном зале, к примеру, с газетами и журналами. Такая камера компактна и легко может перемещаться, давая пользователям с нарушениями зрения доступ к печатной информации.
Кроме того, желательно предоставить обучающимся с нарушениями зрения доступ к аудиоматериалам и возможность читать электронные тексты без использования компьютера.
С этой задачей отлично справляются портативные тифлофлешплееры. Устройства поддерживают специально разработанные для незрячих и слабовидящих читателей форматы Daisy и LKF. Все функции и настройки плеера озвучены, встроенный синтезатор позволяет читать электронные тексты в различных форматах. Качественный встроенный диктафон позволяет делать запись лекций и семинаров и устанавливать разметку записей для обеспечения быстрой последующей навигации. Плеер также поддерживает доступ к онлайн библиотекам непосредственно с самого устройства. Школьники и студенты смогут также читать статьи из Википедии и Викисловаря.
Итак, если в вашем учреждении создаётся ресурсный или ресурсно-методический центр для внедрения инклюзивного образования, вам потребуется оборудование для предоставления учебных материалов в альтернативных форматах, а также автоматизированные рабочие места для студентов с разными физическими и сенсорными ограничениями. Наличие таких программных и аппаратных адаптивных технологий позволит обеспечить студентам с инвалидностью равный доступ к информации и образовательным ресурсам.

Оборудование для инклюзивного образования (библиотека)

В библиотеке Обучающиеся с особыми образовательными потребностями должны получать доступ как к печатной, так и к электронной информации. Для этого существуют несколько технических средств.
Чтобы слабовидящий школьник или студент мог прочитать печатное учебное пособие, ему необходим стационарный видеоувеличитель. В зависимости от потребностей ваших обучающихся вы можете выбрать увеличители с С-дизайном или более традиционные стационарные видеоувеличители. Устройства позволяют получать хорошее качество изображения даже при сильном увеличении. С ним удобно читать большие книги, журналы, газеты и другие печатные материалы. У них легко настраиваемая контрастность и яркость изображения. С такими устройствами слабовидящие ученики могут читать продолжительное время без напряжения глаз.
Другим важным для библиотеки устройством является читающая машина. Это устройство с встроенной камерой, которое делает фотографию печатного материала, распознаёт его и читает вслух синтезированным голосом. Поддерживаются разные языки. Для работы с читающей машиной Не требуется знание компьютера. Достаточно расположить книгу или газету под камерой и нажать одну кнопку. Некоторые устройства такого типа имеют встроенный экран для того, чтобы слабовидящие читатели могли увеличивать распознанный текст или изображения.
Для доступа к электронной информации необходимо автоматизированное рабочее место. Для этого на компьютере или ноутбуке должна быть обязательно установлена программа экранного доступа и увеличения. Данное программное обеспечение сочетает в себе функционал как для незрячих , так и для слабовидящих пользователей. Для незрячих читателей программа озвучивает с помощью синтезированной речи всё, что пользователь делает на компьютере. Информация считывается с экрана вслух, предоставляя таким образом доступ к интерфейсу операционной системы и её приложениям. Для слабовидящих читателей Программное обеспечение позволяет не только увеличивать элементы на экране компьютера, менять цвет и размер указателя мыши и курсора, устанавливать нужную контрастность, но и комбинировать эти возможности с речью, когда синтезированный голос может озвучивать информацию по требованию пользователя. Такое решение также идеально подходит для тех пользователей, которые, к сожалению, теряют зрение и вынуждены переходить от работы с увеличением к работе с речью.
Кроме того, желательно, чтобы такое рабочее место было укомплектовано планшетным сканером или портативной камерой для сканирования, распознавания и чтения печатных учебных пособий. Благодаря таким устройствам, обучающиеся смогут редактировать и сохранять для дальнейшей учёбы электронные тексты.
Итак, в библиотеке для обеспечения условий инклюзивного образования и эффективного доступа к информации должен быть стационарный видеоувеличитель, читающее устройство и автоматизированное рабочее место для читателей с инвалидностью. В библиотеке должен быть и аппаратно-программный комплекс для подготовки и печати текстов шрифтом Брайля.

Оборудование для инклюзивного образования (дошкольные образовательные учреждения)

Если вы планируете внедрить в своём учреждении принципы инклюзивного образования, но не знаете, с чего начать, этот раздел для вас.
Конечно, дошкольникам ещё рано осваивать целый парк оборудования, но есть некоторые технологии, которые даже маленьким детям помогут в познании мира.
Первое, что может быть очень полезным как для малышей с нарушениями зрения, так и для всех остальных воспитанников детского сада или центра ранней помощи – это устройство для создания тактильной графики. При помощи нагрева изображение на специальной бумаге становится выпуклым. После этого его можно тактильно изучать с помощью пальцев. Картинку можно предварительно напечатать на лазерном принтере или нарисовать перманентным маркером. Выпуклые изображения можно использовать как на занятиях с тифлопедагогом, так и на общих занятиях в группе. Эффективно проводить параллель между реальными предметами и их рельефными картинками. Это позволит улучшить образные и пространственные представления детей.
Другое полезное устройство – это маркер-диктофон, с помощью которого можно решать несколько разных задач. В комплекте с устройством поставляются самоклеющиеся метки. На них вы можете записывать голосовые сообщения. Например, для незрячих детей или для детей с очень слабым зрением вы таким образом можете записывать краткие описания картинок в книжках, которые постоянно рассматривают дети с нормальным зрением. Это позволит малышам с нарушениями зрения участвовать в общем процессе обучения.
С дошколятами постарше можно использовать стационарный или портативный видеоувеличитель. Это позволит слабовидящим детям рассматривать увеличенные картинки и вместе со всеми рисовать, учиться писать и читать. У этих увеличителей легко настраиваемая контрастность и яркость изображения. С такими устройствами слабовидящие дети могут читать или рассматривать картинки продолжительное время без напряжения глаз. Гибкость настроек даёт возможность подобрать комфортный режим работы для самых разных зрительных нарушений.
Если у вас есть незрячие дети, которых вы начинаете обучать шрифту Брайля, пишущие машинки – инструмент, который заинтересует любого ребёнка и сделает первые шаги к грамотности более эффективными.
Таким образом, уже на стадии дошкольного образования вы сможете знакомить детей с ОВЗ с технологиями, которые они будут активно использовать на следующем этапе своей жизни – в школе.

Список нашей продукции для реализации инклюзивного образования в учреждениях: