Доступная среда: оборудование и программное обеспечение

Из этой статьи вы узнаете, когда и почему появилась Государственная программа «Доступная среда», какие технологии существуют для доступа к информации, а значит к образованию и трудоустройству для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание:

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная Среда» появилась в России в результате подписания в 2008 и ратификации в 2012 Конвенции ООН о правах инвалидов.

В статье 9 конвенции «Доступность» сказано: «Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».

Из статьи следует, что речь идёт о выявлении и устранении не только физических, но и информационных и коммуникационных барьеров. Доступность должна распространяться: «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». С точки зрения информационной доступности: «на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы».

Государство призвано следить за тем, чтобы описанные выше условия соблюдались не только государственными, но и частными предприятиями и организациями.
Среди прочего государство должно «поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет».

Для выполнения обязательств по конвенции была разработана государственная программа «Доступная среда». Она начала действовать в нашей стране в 2011 году и была продлена до 2020 года постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".

Сейчас выполняется третий этап программы. Следующий начнётся в 2019 году. В правительстве обсуждается вероятность её продления до 2025 года. Ответственным исполнителем программы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В программе также участвуют следующие министерства, фонды и агентства:

Государственная программа «Доступная среда» включает в себя три основных подпрограммы:

В документе сказано, что «Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей Программы понимаются: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура».
Программа имеет паспорт, который регулярно обновляется с учётом текущих постановлений правительства. В нём прописаны этапы и сроки реализации, цели и задачи программы, показатели, с помощью которых будут измеряться результаты.
В документе также сказано, что будут выделяться субсидии из федерального бюджета «на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным, и автотранспортом».
Познакомившись с программой подробно, можно сделать вывод, что «Доступная среда» распространяется на самые разные сферы человеческой жизни. Ниже мы остановимся на специальном оборудовании и программном обеспечении, которые позволяют сделать доступной образовательную, профессиональную и информационную среду.

Доступная среда: оборудование для людей с нарушениями зрения

Незрячие и слабовидящие люди получают доступ к информации с помощью трёх основных технологий: увеличение изображения (визуальное восприятие), синтезированная речь (восприятие на слух) и шрифт Брайля (тактильное восприятие). Они могут эти технологии комбинировать (Например, увеличение +речь или Брайль +речь), а могут использовать только одну из них в зависимости от сложности нарушения зрения и навыков использования оборудования. Ниже мы рассмотрим каждую из этих технологий более подробно.

Увеличение изображения (визуальное восприятие)

Доступ к ПК

Нарушения зрения бывают очень разные. Слабовидящие люди могут иметь разное остаточное зрение и по-разному воспринимать визуальную информацию. Для работы на компьютере они используют программы экранного увеличения. Такая программа может быть установлена практически на любой ноутбук или стационарный компьютер. Она позволяет увеличивать элементы на экране компьютера, менять цвет и размер указателя мыши и курсора, устанавливать нужную контрастность, т.е. настраивать рабочую среду с учётом зрительных особенностей каждого отдельного пользователя. Поскольку увеличенной информации на экране помещается меньше, чем обычно, такие программы поддерживают работу с двумя мониторами одновременно. В одной из библиотек рабочее место с двумя мониторами сотрудники называют «бабочкой». На одном мониторе, например, может быть открыта рабочая таблица Excel, а на другом – корпоративный ресурс или домашнее задание с необходимым уровнем увеличения.
Часто увеличения комбинируют с речью. Если глаза быстро устают, то длинные тексты можно читать с помощью синтезированной речи. Для этого существуют программы экранного увеличения с речевой поддержкой.
Такие программы активно используются в школах, университетах, библиотеках, реабилитационных центрах и других учреждениях.

Если вы готовите раздаточные материалы для ваших обучающихся или коллег и знаете, что среди них есть слабовидящие люди, уточните у них, какой размер шрифта им комфортно читать, и распечатайте информацию для них крупным шрифтом.
Если же работать нужно с уже существующими печатными материалами, то здесь слабовидящему читателю помогут электронные видеоувеличители.
Их можно условно разделить на несколько категорий.

  1. Ручные видеоувеличители с диагональю от 3 до 7 дюймов. . Они больше предназначены для персонального использования, но учреждения их тоже приобретают для выдачи на время получения услуги.
  2. Портативные видеоувеличители позволяют легко переносить их из аудитории в аудиторию или взять увеличитель с собой на совещание или в командировку. Диагональ экрана у них от 12 до 15 дюймов, что позволяет видеть на экране больше увеличенного текста.
  3. Портативные видеоувеличители с возможностью удалённого просмотра больше всего подходят для учебного процесса. Они позволяют направить камеру на доску или презентацию и увидеть, что пишет или показывает преподаватель. Режим работы с документами этого же увеличителя предназначен для чтения учебных материалов, расположенных на столе обучающегося. Диагональ экрана от 20 до 24 дюймов. При этом устройство можно легко перемещать из аудитории в аудиторию или из класса в класс.
  4. Стационарные видеоувеличители обычно расположены в конкретном месте и используются для продолжительного чтения, в том числе изданий большого формата. Обычно размещаются в библиотеках самых разных учреждений, в ресурсных учебно-методических центрах и реабилитационных центрах. С помощью стационарных видеоувеличителей можно также заниматься хобби. Диагональ экрана от 20 до 24 дюймов, что позволяет читать текст даже при существенном уровне увеличения.

Подбор видеоувиличителя зависит от задач, которые с его помощью планируют выполнять, и от особенностей слабовидения конкретного пользователя.
Если необходима комбинировать увеличение и речь, то можно подобрать увеличитель с дополнительной камерой для распознавания текста.
Все виды увеличителей позволяют подбирать необходимый уровень увеличения, настраивать цветовые схемы. Конечно, чем больше экран, тем больший доступен уровень увеличения. Ручные и портативные увеличители работают от аккумуляторов, стационарные – от розетки.
Для слабовидящих пользователей очень важно подобрать правильный уровень освещения их рабочего пространства в школе, университете или на работе. Это поможет снизить утомляемость глаз и уровень необходимого увеличения.

Синтезированная речь (восприятие на слух)

Доступ к ПК

Если у человека зрение настолько слабое, что эффективно использовать увеличение уже не получается или если зрение отсутствует полностью, то для работы на компьютере необходима программа экранного доступа. Она может быть установлена практически на любой компьютер или ноутбук. Все действия пользователя на ПК озвучиваются с помощью синтезированной речи. Голоса бывают мужские и женские. У каждого есть своё имя: Милена, Алёна, Катя, Юрий. Если незрячий человек изучает иностранные языки или читает мультиязычные тексты, то он может установить Английские, Испанский, Немецкие и другие голоса. Причём, большинство незрячих людей слушают синтезированную речь на очень высокой скорости.
С помощью программы экранного доступа на ПК можно работать со сложными документами и таблицами, искать информацию в сети Интернет, общаться в социальных сетях, читать. В общем, делать всё то, что делают пользователи компьютера без зрительных ограничений. Не озвучиваются только фотографии и графические изображения. Для этого некоторые разработчики привлекают искусственный интеллект. Например, Facebook попытается описать фотографию: «возможно на фотографии два человека, они улыбаются. На природе». Причём, такое описание будет доступно только для программы экранного доступа и не будет отображаться визуально.
Незрячие люди активно пользуются клавиатурой, преимущественно владеют десятипальцевым (слепым) методом печати и хранят в голове сотни клавиатурных команд. Программа озвучивает символы и слова при наборе текста.

Программы экранного доступа активно используются в школах, учебных заведениях среднего и высшего образования, в библиотеках, реабилитационных центрах и других учреждениях. Они должны обязательно быть частью рабочего или учебного места незрячего пользователя ПК.

Чтобы прочитать газету, книгу или учебник, незрячий человек использует специальные читающие устройства, которые делают фотографию печатного текста, распознают его и читают вслух.
Такие устройства можно разделить на подключаемые к ПК и самостоятельные.
Первые используют для распознавания и чтения специальное программное обеспечение, которое установлено на компьютере. Само читающее устройство подключается к ПК по USB.
Самостоятельные читающие устройства не требуют специальных компьютерных знаний. Их достаточно включить, разместить текст под камерой и нажать кнопку Сканирования.
Отсканированные документы в обоих случаях можно сохранить для дальнейшей работы с ними. Также можно настроить скорость и громкость голоса и много других параметров, включая другие языки.
Библиотеки и учебные заведения разных уровней активно используют эти устройства, чтобы обеспечить доступ к информации для читателей и обучающихся с нарушениями зрения. В профессиональной сфере подобные устройства, особенно подключаемые к ПК, используются юристами, филологами и другими незрячими и слабовидящими профессионалами.

Доступ к аудио и электронным текстам

Конечно, их можно прослушивать и читать с помощью синтезированной речи на компьютере или ноутбуке. Но когда почитать нужно по дороге на учёбу или работу, лучше использовать для этого специальный тифлофлешплеер. От обычного плеера он отличается отсутствием экрана и тем, что все меню и действия владельца озвучиваются. Кроме того, есть синтезированный голос для чтения электронных текстов.
С таким плеером можно читать аудио, и электронные книги в самых разных форматах, слушать музыку и даже делать записи на диктофон. Можно по дороге в учебное заведение продолжать готовиться к экзамену. При подключении к WiFi школьники и студенты смогут также читать статьи из Википедии и Викисловаря.
Устройства поддерживают специально разработанные для незрячих и слабовидящих читателей форматы DAISY и LKF.
Специальные тифлофлешплееры больше рассчитаны на индивидуальное использование. Они выдаются незрячим людям по индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Библиотеки и реабилитационные центры иногда приобретают их для создания прокатного фонда, а учебные заведения – для предоставления студентам на время учёбы.

Шрифт Брайля (тактильное восприятие)

Доступ к ПК

Шрифт Брайля был изобретён незрячим тифлопедагогом Луи Брайлем в 1821 году. В его основе 6 выпуклых точек, расположенных вертикально в два ряда по три. Различные комбинации этих точек и формируют буквы, цифры, знаки препинания и т.д. Такая система известна ещё как литературный Брайль. С появлением современных технологий появился компьютерный Брайль, где одна ячейка состоит уже не из 6, а из 8 точек. Именно 8-миточечная система используется при создании тактильных дисплеев Брайля. Это специальное устройство, которое подключается к компьютеру по USB или Bluetooth. Информация с экрана выводится на устройство в виде рельефных точек (шрифтом Брайля). Незрячий пользователь считывает информацию пальцами. Дисплеи Брайля особенно важны для тех, кто изучает иностранные языки, программирование, математику, часто редактирует тексты или читает сложно структурированные материалы, которые плохо усваиваются на слух (например, философию). С дисплеем Брайля также очень удобно делать презентации, когда пользователь контролирует процесс с дисплея, не отвлекаясь на синтезированную речь. Для незрячих учеников, которые владеют шрифтом Брайля, такой дисплей – это практически вещь первой необходимости! Кроме того, что он помогает получать информацию, он ещё и повышает грамотность, потому что для незрячего пользователя восприятие информации пальцами равнозначно визуальному восприятию зрячего пользователя, т.е. благодаря дисплею Брайля незрячий обучающийся будет “видеть” пальцами написание текста и запоминать его.
Сегодня также существуют портативные компьютеры для незрячих пользователей с встроенными дисплеями Брайля. Управление таким компьютером выполняется с дисплея. Благодаря небольшому размеру, его можно легко брать с собой на учёбу и работу. При этом все функции обычного компьютера остаются доступными в любой момент.
Использование шрифта Брайля часто комбинируется с использованием синтезированной речи.
Дисплеи Брайля Должны входить в состав рабочего места незрячего пользователя. Они эффективно применяются в школах, университетах, библиотеках, реабилитационных центрах и других учреждениях. Портативные компьютеры могут использоваться как самостоятельные мобильные рабочие места.
К сожалению, в России не ведётся специальной статистики, но зарубежная статистика показывает, что у человека, который владеет шрифтом Брайля и активно его применяет, существенно выше шансы на трудоустройство.

Незрячие люди, которые используют Брайль в качестве основного инструмента доступа к информации, могут получать его несколькими способами.
Они могут отсканировать печатный текст с помощью читающего устройства и затем уже электронный текст читать на дисплее Брайля.
Ещё один способ – это отпечатанный по Брайлю текст. Книги, напечатанные таким образом, гораздо больше и тяжелее обычных книг. Одна книга или учебник по Брайлю занимает несколько увесистых томов. Например, «война и мир» - это 29 книг по Брайлю.
Школьникам и студентам, особенно изучающим иностранные языки, точные науки и другие сложные дисциплины, рекомендуется предоставлять учебные материалы, отпечатанные шрифтом Брайля. Читать выпуклые точки можно в темноте. В то время, когда у зрячего читателя закрываются глаза, если он хочет спать, у незрячего читателя засыпают пальцы.
Конечно, для такой печати необходимо специальное программное обеспечение и специальные принтеры. О них мы более подробно поговорим в отдельной статье. Такие принтеры могут использоваться в библиотеках и ресурсных учебно-методических центра.

Доступ к графическим изображениям

Доступ к изображениям – это тоже очень важный аспект доступа к информации. Особенно он актуален на разных этапах обучения, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшим образованием. Как обучать географии без навыка чтения карт?
Как объяснить строение молекулы без её изображения? Как показать различные графики?
Для этого тоже есть специальное программное обеспечение и специальные устройства.
Для тактильного восприятия изображение нужно специально подготовить: убрать лишние мелкие детали, которые зашумляют картинку, некоторые элементы укрупнить, какие-то линии сделать разными, чтобы они хорошо различались пальцами.
Изображения можно печатать на принтере для печати по брайлю. В этом случае картинка будет состоять из точек.
Можно использовать специальную термобумагу. На ней картинку сначала печатают на обычном лазерном принтере или рисуют перманентным маркером, а затем пропускают через специальное устройство – нагреватель. За счёт высокой температуры изображение на такой бумаге становится выпуклым.
Таким образом, обучение незрячих людей можно сделать более продуктивным. Использование рельефных изображений поможет сформировать у них правильное представление о различных составляющих визуального мира.

Заключение

В XXI веке доступ к информации – это не привилегия, а жизненная необходимость. У пользователя должен быть выбор, какую технологию получения информации ему использовать: Увеличение, синтезированную речь или Брайль. Для кого-то работает лучше их комбинация. По-настоящему доступное учреждение должно это выбор предоставить.

Список нашей продукции поставляемой в рамках программы "Доступная среда":